Как победить передний привод
Большинство современных автомобилей – переднеприводные и имеют радиус поворота больше, чем «классические» заднеприводные. А учитывая то, что на управляемые колеса передается постоянный крутящий момент, их поведение оказывается крайне нестабильным. Тем не менее в этой нестабильности – ключ к безопасности. Нужно просто научиться основам контроля недостаточной поворачиваемости, присущей переднеприводным авто. Необходимая цепкость и устойчивость переднеприводного автомобиля в повороте достигается путем принудительной загрузки управляемых колес или равномерного распределения загрузки по сторонам. Например, при фиксированной скорости автомобиль демонстрирует недостаточную поворачиваемость. Для того чтобы заставить его поворачивать, следует увеличить прижимную силу на передних колесах перед поворотом одним из нижеперечисленных способов: сбросить обороты двигателя, притормозить, перейти на пониженную передачу, кратковременно и легко нажать на педаль тормоза левой ногой, не убирая правую ногу с педали акселератора и поддерживая обороты двигателя. Последний прием следует сначала опробовать на какой-нибудь закрытой площадке, где будет поменьше людей и других машин. Любой из этих способов верный. Главное – выработать в себе привычку перед тем, как повернуть руль, загрузить передние колеса для увеличения сцепления с дорогой. К нетрадиционным, пришедшим из автоспорта, приемам относятся игры с балансом автомобиля и распределением веса по осям и между колесами. Например, контрсмещение, с помощью которого автомобиль поворачивают в сторону поворота заблаговременно и некоторое время двигается в заносе. Еще один прием, который используется, когда скорость на входе в поворот слишком велика и автомобиль норовит уехать прямо в кювет, – доворот путем блокировки задних колес стояночным тормозом (для автомобилей, у которых он классически приводится в действие рычагом, а не ножным приводом) или энергичного нажатия на педаль тормоза левой ногой с одновременным добавлением оборотов правой. Последнее – это нередко та соломинка, которая спасает от неминуемой аварии водителей многих современных автомобилей (например, VW Passat B6 или Citroën C5, XM), в которых стояночный тормоз приводится в действие кнопкой либо небольшой педалью или блокирует не задние, а передние колеса. Эти три приема, позволяющие справиться с недостаточной поворачиваемостью, являются сложными и требуют специальной подготовки, так как неопытный водитель может сорвать машину в занос, особенно при низком коэффициенте сцепления колес с дорогой.
К традиционным приемам прибегают при вкатывании в поворот, когда колеса автомобиля не скользят по поверхности дороги, а катятся. Спортивные приемы используются при частичном, полном или силовом скольжении, которое заключается в торможении боковым скольжением с одновременным использованием тяги двигателя.
При использовании любого из перечисленных способов технического выполнения поворота автомобиля возникают силы инерции, которые способны вызвать снос или занос. Занос на переднеприводном авто в большинстве случаев ликвидируется увеличением оборотов. А со сносом можно справиться волнообразным изменением оборотов, либо кратковременным выжимом сцепления, что позволяет колесам снова зацепиться за асфальт и вкатиться в поворот, либо повторным поисковым маневром рулевым колесом. Если это не помогает, то следует решительно применять спортивные приемы, так как времени на поворот остается буквально доли секунды.
Классификация поворотов
По своей сложности повороты классифицируются в зависимости от величины угла. Для удобства начинающим водителям предлагается классификация по убывающей относительно скорости и включенной передачи. Поворот вправо или влево, который имеет отклонение от прямой не более чем 120, следует считать как шестой и проходить, соответственно, на наивысшей передаче, зона 240 – пятый (4-я или 5-я передача), 450 – четвертый (3-я или 4-я передачи), 900 – третий (2-я передача), 1350 – второй (2-я или 1-я передача), 1800 – первый, или шпилька (1-я передача). Такой подход применяется и в автоспорте. Однако многие спортсмены пользуются обратной схемой. Подобная классификация – это хорошая подсказка, позволяющая заблаговременно выбрать ту передачу, на которой следует проезжать конкретный поворот. Конечно, если автомобиль оборудован неавтоматической КПП.
Скоростные повороты
Типичной ошибкой при проезде поворотов является переоценка скорости, на которой его можно пройти. Перед поворотом нужно загрузить передние управляемые колеса одним из способов, описанных выше. Первое движение рулем следует выполнять мягко, чтобы управляемые колеса не потеряли сцепление с дорогой и не сорвались в снос. И лишь после того как вы почувствовали, что машина начала слушаться управляющего воздействия и «пошла» в поворот, можно начинать поворачивать руль более энергично с нарастанием скорости вращения рулевого колеса. Такой прием называется прогрессивное руление. Опытные водители умеют «раскрывать» поворот, помогая автомобилю проезжать связки поворотов почти по прямой линии. Но на загородных дорогах с двухполосным движением при отличной видимости в обоих направлениях мы все же не рекомендуем выезжать на полосу встречного движения для спрямления траектории, даже если нет осевой линии. В режиме, когда водитель «режет углы», используя всю ширину проезжей части, скорость, как правило, завышенная. Это приводит к появлению вредной привычки переоценивать скорость, на которой можно пройти поворот. Кроме того, наши дороги строятся таким образом, что вода после дождя стекает к обочинам, то есть проезд середины дороги может оказаться трамплином. В данном случае опаснее левый поворот, так как при этом автомобиль оказывается дважды на гребне дороги. И если ход амортизаторов попадает в резонанс с перепадом трамплина, то неконтролируемый и неожиданный прыжок обеспечен.
Теоретически скорость прохождения любого поворота может быть зафиксирована на границе входа и выхода, в моменты горизонтальной стабилизации кузова. В определенных случаях скорость в начале поворота может быть высокой, но, как правило, необходимость «ловить» машину в повороте все равно обусловит уменьшение скорости на выходе. Зачастую снижение скорости на входе позволяет дозировать ее на выходе и полностью контролировать ситуацию, а не бороться за сохранение устойчивости. Водитель сам выбирает и способ проезда поворотов, и степень использования возможностей автомобиля. Но помните – перетормозить на прямой и вкатиться на дугу поворота с плавным добавлением оборотов двигателя всегда безопасней, чем бороться с машиной в положении, когда она наиболее нестабильна.
Повороты в городском трафике
Огромное количество ДТП происходят в момент перестроений автомобилей из одной полосы в другую. Универсальный рецепт, как избежать ДТП, – соблюдать правила и заранее сигнализировать соседям по потоку о своих намерениях включением сигнала поворота. Но в каждой конкретной ситуации также следует учитывать наиболее вероятные действия менее культурных водителей, считающих, что шевеление пальцем для включения поворота сожжет слишком много калорий, и пренебрегающих этим правилом, которое не просто записано в ПДД, но и является свидетельством элементарной вежливости. В городе к самым напряженным и аварийно опасным относятся многополосные перекрестки, которые однозначно обусловливают поворот именно в ту полосу, которую водитель занял перед этим. Если же количество полос до поворота и после различается, то тот, кто меняет полосу, теряет преимущество движения. В случае одновременного перестроения приоритет имеет автомобиль, находящийся справа.
А вот где нежелательно оказаться, следует знать заблаговременно. Длиннобазные автомобили (фуры) и автобусы имеют значительные выносы крайних габаритов при повороте. И не всегда их смещение грозит контактом внутри поворота, так как задние свесы, как правило, смещаются наружу, вращаясь вокруг задней вертикальной оси полуприцепа, автобуса или троллейбуса. Пытаться объехать их в момент поворота не следует ни изнутри, ни снаружи. Более того, расположение кабины водителя и угол установки зеркал заднего вида в момент поворота оказываются далеко от места начала маневра, и водитель длинномера может просто не заметить втиснувшийся между ним и обочиной автомобиль внутри поворота да еще и в «мертвой зоне» зеркал заднего вида.
Итак, кроме освоения набора технических приемов прохождения поворотов, необходимо рассчитать тактику проезда любого поворота. Более того, тактическая грамотность, знание ПДД, предусмотрительность, вежливость и элементарный здравый смысл позволят безопасно передвигаться в городе даже без овладения премудростями управления автомобилем в предельных режимах и критических ситуациях. |