Для начала давайте все же отделим мух от котлет и поймем, что такое культура на дорогах, а что – автомобильная культура. Прежде всего, первое – это лишь составная часть второго. И «технически» создать идеальную культуру на дорогах просто: достаточно того, чтобы в один миг все водители начали соблюдать ПДД и стали вежливее и снисходительнее друг к другу и ошибкам соседей по трафику. С автомобильной культурой сложнее. В некоторых европейских странах она формировалась и продолжает формироваться уже столетие.
Исходя из этого мы выделили десять главных составляющих автомобильной культуры в европейском понимании этого слова, присвоили им своеобразный «вес» в годах (от 1 до 10), необходимых, на наш взгляд, для достижения нынешнего уровня развития и просуммировали получившийся результат. Он означает, на каком уровне развития по сравнению с Европой находится Украина и сколько лет нам нужно ее догонять. Итак, начнем с главного.
Соблюдение правил дорожного движения.
Многие могут посетовать, что нынешние украинские ПДД устарели и не соответствуют техническим возможностям современных автомобилей. Поэтому мы частенько их нарушаем. Особенно скоростной режим. Дежурная поговорка: «какой русский не любит быстрой езды?». Для тех, кто регулярно колесит по Европе, то, что мы сейчас скажем – давно не новость. В странах с развитой автомобильной культурой нормы ПДД и штрафы за их нарушение гораздо жестче, чем в Украине. Последние все равно выше даже после недавнего принятия нового Закона Украины, ужесточающего наказание за нарушение правил. Особенно, когда дело касается скоростных лимитов, парковки, маневров при перестроении и использования ремней безопасности. А одно из немногих наследий автомобильного «каменного века» в наших ПДД и, наверно, единственное, которое реально портит жизнь – это требование избегать столкновения только одним способом. Торможением. И при дорожном инциденте главное, что ищут инспекторы ГАИ – это тормозной след. А ведь в этом году исполнилось уже аж 30 лет с того момента, как «яйцеголовые» из компании Bosch придумали и установили на серийный автомобиль систему ABS, которая как раз и создана для того, чтобы снижая скорость, иметь возможность маневрировать. То, что наши ПДД не учитывают этого обстоятельства – жирный «минус», как и то, что водители не слишком обременяют себя соблюдением всех правил дорожного движения. Поэтому за эту составляющую автомобильной культуры ставим всего лишь «троечку».
Оценка: 3/10
Толерантность
Странно, но чем больше автолюбителей появляется на дорогах, тем больше наши «шляхи» напоминают поле боя, а не место, где десятки тысяч людей с помощью «средств повышенной опасности» решают одну и ту же задачу – быстро и с наименьшими потерями времени и нервов добраться из точки А в точку Б. Особенно печалят участившиеся случаи применения травматического оружия при выяснении отношений между водителями, «ездуны» по встречке и молодые нигилисты на папиных дорогих машинах, которые, наверно, считают себя бессмертными. Но все же будет несправедливо не заметить и определенный прогресс в этой сфере. Все чаще, попросив поворотником место в соседнем ряду, ты его получаешь, а если уступаешь сам, тебя обязательно поблагодарят «аварийкой». Наша водительская элита – дальнобойшики – перенимают опыт европейских коллег, помогая «братьям меньшим» с обгонами световой сигнализацией. Да и на запруженных улицах мегаполисов, тянущихся со скоростью черепахи, бывает, что и при выезде с второстепенной впустят в ряд и, придержав поток, дадут повернуть налево. Так что, после некоторых колебаний, поставим здесь 6 баллов.
Оценка: 6/10
Состояние дорог.
Притча во языцах, не меняющаяся уже столетиями. «Главная беда России - дураки и дороги», сказал когда-то классик. Мы уже давно не Россия, а беды остались прежними. Приближающееся Евро-2012 дает надежду на то, что хотя бы ненадолго главные магистрали страны получат более-менее качественное покрытие. Хотя уже сейчас приходится расплачиваться за это объездом ремонтируемых участков по провинциальным однорядкам, качеством частенько напоминающим танковый полигон. Ситуация в крупных городах также несколько улучшится. Местные власти уже давно уделяют этому вопросу повышенное внимание и, принимая обязательства перед избирателями, хотя бы для вида решают проблему. И на том, как говорится, спасибо. Что же касается глубинки, то и у нас и во многих других странах (не считая «игрушечной» Европы) сельские дороги оставляют желать лучшего. Хотя это не повод для гордости и оправданий. В соседней Белоруссии, где машин меньше и налоги на них невысокие, сеть второстепенных дорог в ближайшее время может стать одной из лучших в Европе. Так что за дороги, как ни крути, ставим твердую «двоечку».
Оценка: 2/10
Доверие к офицерам ГАИ со стороны водителей.
Говорят, что если кто-то становится героем анекдота, то это – вершина популярности. Тогда наши эстрадные звезды должны рвать на себе волосы, глядя на то, как инспектор ГАИ наряду с «Вовочкой» и «тещей» без особых усилий обскакивают их по всем показателям. Хотя вряд ли кто-то из здравомыслящих людей захочет себе такую славу. Все водительское сообщество ждет не дождется, когда в нормативно-правовую базу будут внесены изменения, позволяющие как можно меньше соприкасаться с инспекторами ГАИ, особенно в сфере «разруливания» мелких ДТП. А интернет пестрит историями о том, как юридически подкованные водители выигрывали словесные и протокольные дуэли с недалекими «сержантами Пэтренко», слабо разбирающихся в нюансах трактовки тех или иных правовых заковык, регулирующих движение на дороге и вокруг нее. В этой сфере у нас все совсем плохо. На «кол».
Оценка: 1/10
Профилактика ДТП со стороны государства и бизнеса
В отличие от предыдущего пункта, дела с профилактикой ДТП обстоят куда лучше. Не забыта добрая традиция, берущая свое начало еще в СССР, когда на первое сентября во всех школах проходили уроки, где дядя или тетя в строгой форме рассказывали первоклашкам о том, как и где переходить дорогу, куда смотреть и т.д. Над дорогами немало бигбордов с жесткой «социалкой», глядя на которую невольно приподнимаешь ногу с педали акселератора. Крупный бизнес не стоит в стороне. В последнее время масштабные информационные акции провели и проводят официальные импортеры автомобилей Mitsubishi и Peugeot, масел ESSO и производители различных напитков. Но главное – это то, что в нашей стране, наконец, принят правильный Закон. Если механизм контроля за его соблюдением будет реально работать, то его нормы действительно могут стать холодным душем на головы лихачей и любителей остограмиться перед выездом. Так что осторожно, с натяжечкой, ставим в этой графе «пятерочку».
Оценека: 5/10
Уровень подготовки водителей в автошколах
Будем кратки – «двойка». Почему? Можно прочитать в десятках наших прошлых публикаций в рубрике «Искусство вождения». И не ученики в этом виноваты, а система их подготовки, которой пора в утиль. Государство! Подбрось деньжат на реконструкцию досаафовских автодромов и защити их от земельных рейдеров! Ведь люди хотят правильно учиться и готовы за это платить!
Оценка: 2/10
Наличие автодромов и школ мастерства для совершенствования навыков.
Наверно, имея в стране одну гоночную трассу с правильной инфраструктурой, которая худо-бедно, но работает, да дюжину полуразрушенных автодромов, доставшихся в наследство от ДОСААФ, сложно говорить о том, что здесь у нас будет высший балл. Ведь наличие автодромов и школ мастерства – это два взаимосвязанных компонента. Научить студента кое-как трогаться, поворачивать и тормозить можно и на обочине дороги общего пользования. Но стать безопасным и компетентным водителем можно, только регулярно повышая свое мастерство на закрытых трассах под руководством опытных инструкторов. В общем, только за то, что у нас такие школы все же есть и украинцы готовы месяцами стоять в очередях, чтобы туда попасть, ставим четыре балла.
Оценка: 4/10
Дорожная инфраструктура.
На данный момент времени в нашей стране из многих составляющих, входящих в понятие «дорожная инфраструктура» более-менее все в порядке с цивилизованными автозаправочными комплексами на крупнейших магистралях. Стоит с них съехать и риск остаться с сухим баком где-нибудь посредине Полесья повышается многократно. Подземные либо надземные переходы, ночное освещение, стационарная телефонная связь через каждые несколько сотен метров, безопасные развязки… Пока имеют место лишь редкие проблески во мраке суровой украинской действительности. Но лед тронулся как в городах так и на дорогах между ними. И это не может не радовать. Поэтому «троечка».
Оценка: 3/10
Уровень развития автоспорта.
В любой стране, о которой говорят, что там есть автомобильная культура, есть автоспорт. Причем, это не только и не столько гонщики. Прежде всего это большое количество местных чемпионатов, десятки и сотни тысяч болельщиков и бизнес вокруг их обслуживания. У нас все это есть. Но только как в том анекдоте о воробье, который на самом деле – орел, а маленький потому, что болеет. Имена тест-пилотов Формулы 1 у нас знают гораздо лучше, чем чемпионов страны в тех или иных видах автогонок. А сами чемпионаты, да и главная организация, ведающая развитием автоспорта – Автомобильная Федерация Украины раздираются внутренними противоречиями между функционерами, организаторами и их непомерными амбициями. Страдают все. И прежде всего немногие болельщики и … автомобильная культура. «Двойка».
Оценка: 2/10
Уровень развития рынка финансовых услуг.
Как и в предыдущем пункте, в нашей стране есть все составляющие этого компонента автомобильной культуры. Банки кредитуют, страховые компании страхуют, аварийные комиссары выезжают на ДТП, брокеры помогают выбрать приемлемый продукт. На первый взгляд, все заняты и все хорошо. Однако если присмотреться, то картинка далеко не такая радужная. Закон об обязательном страховании ответственности водителей перед третьими лицами практически не работает. Не более пятой части водителей ездят с полисами. И то потому, что их либо банки-кредиторы заставили, либо на работе выдали. Оно и понятно, какой нормальный человек будет платить деньги за то, что если ему разобьют машину не по его вине, он еще и должен будет потом бегать по инстанциям и доказывать, что не верблюд, чтобы получить деньги на ремонт. Да и полномочия аварийных комиссаров весьма и весьма урезаны по сравнению с их коллегами из развитых стран. Информационный шум вокруг работы страховых компаний тоже скорее негативный, так как один недовольный может наспамить в интернете столько, что тысяча положительных отзывов будет потом встречаться как «заказуха». Но в целом должны признать, что это наиболее продвинутый компонент автомобильной культуры в нашей стране. Для того, чтобы все стало «как у них», осталось совсем чуть-чуть. Чуть подправить механизмы контроля за соблюдением законов, убрать одиозные нормы из самих законов, дать большие полномочия коммерческим структурам и снять «нагрузку» с ГАИ. Думаем, года через три-четыре мы к этому придем. Поэтому семь баллов.
Оценка: 7/10
Итак, давайте просуммируем баллы. Тридцать пять из ста. Это значит, что по уровню развития автомобильной культуры мы где-то на уровне Европы перед Второй мировой войной. По большому счету, неплохо. Те, кто нынче ходят в детский сад, должны уже будут жить на дороге не в условиях «все против всех», а среди взаимного уважения и верховенства ПДД. Причем, на хорошей дороге. Ведь мы же смогли построить пусть карикатурный, но капитализм, менее, чем за два десятка лет. Европе для этого понадобились века.
Сентябрь, 2008 г. |