Современные автомобили делятся на две большие группы: те, которые оборудованы АБС (ABS, Anti-lock Braking System – антиблокировочная тормозная система), и те, которые обходятся без таковой. Причем первых становится все больше. Прежде чем начать рассмотрение различных способов торможения, напомним, что автомобиль слушается управления только тогда, когда колеса катятся. Если водитель давит педаль тормоза «в пол» на авто, не оснащенном AБС, то колеса блокируются, и машина превращается в неуправляемый снаряд, который летит вперед под действием сил инерции, практически не замедляясь. Такой способ торможения является ошибочным. Для того чтобы этого избежать, следует пользоваться специальными приемами, которые в несколько раз увеличивают эффективность замедления (речь о них пойдет ниже). Основное достоинство автомобилей, оборудованных AБС, состоит как раз в том, что они не теряют способности управляться, благодаря тому что умная система не дает заблокироваться колесам при торможении «в пол». Однако в этом случае приходится жертвовать длиной тормозного пути, так как опытный водитель может остановить автомобиль без АБС на несколько метров раньше, чем с таковой.
Сам себе АБС
Критерием мастерства в овладении навыками торможения является способность водителя остановить автомобиль без резких перепадов. Для отработки точности и плавности замедления следует начинать с приема, который называется «поисковое торможение». Суть его состоит в том, что водитель варьирует усилие на педали тормоза, не прерывая замедления, таким образом, чтобы этот процесс оставался плавным и равномерным на протяжении всего тормозного пути. Добиться такого результата несложно, если водитель правильно ставит ногу: она должна давить на педаль тормоза местом между пальцами и подъемом. Подобным образом легче всего дозировать усилия мышц бедра, при этом плотно упираясь в спинку кресла. Это является весьма существенным фактором, поскольку именно такое распределение усилий позволяет абсолютно точно спрогнозировать момент блокировки колес или почувствовать, что колеса потеряли сцепление с покрытием.
Если при торможении водителю удается равномерно сбросить скорость на фиксированном участке без резкого начала торможения и избежать «клевка» автомобиля вперед в конце маневра, можно считать, что прием комфортной остановки освоен. Более того, такая техника контроля становится основой для дальнейшей тренировки навыков.
На скользком покрытии достаточно простым и эффективным способом является прерывистое торможение. В этом случае следует разделить тормозной путь на короткие отрезки, и чем больше таких отрезков, тем эффективнее автомобиль замедляется. Подобный прием имитирует работу АБС и при правильном использовании позволяет тормозить и маневрировать одновременно с хорошим гашением скорости. При этом первое нажатие на педаль должно быть самым длительным и энергичным. Можно даже на доли секунды допустить блокировку колес. При экстренном торможении таким способом нужно также контролировать следующий момент. После первого энергичного нажатия на тормоз машина неизбежно «клюнет носом», загрузив переднюю ось. Последующие кратковременные циклы торможения и «растормаживания» для корректировки направления движения должны происходить с такой частотой, чтобы не дать передней подвеске разжаться. Ведь при этом передние колеса разгрузятся и ослабят так необходимое в решающий момент сцепление с дорогой.
При остановке на заснеженном покрытии часто используют торможение о снежный клин, который образует перед собой заблокированное колесо. Но в данном случае водитель находится в абсолютном неведении относительно того, что же происходит под колесами. Клин может по каким-то причинам отсутствовать, например, если под колесо попадает ледышка.
Более рациональным приемом является торможение двигателем: в момент работы тормозной системы ни в коем случае не следует выключать сцепление. В такой ситуации часть инерции весьма эффективно отбирается двигателем. При этом водитель должен заранее научиться быстро и точно переходить на пониженные передачи с таким расчетом, чтобы обороты двигателя находились в зоне максимального крутящего момента. Тренировать этот навык лучше всего летом на закрытой площадке и при невысокой скорости. Такой прием называется комбинированным торможением и является показателем высокого класса водителя. На переднеприводных и полноприводных автомобилях комбинированное торможение считается самым рациональным способом, который позволяет избежать блокировки колес даже при большом усилии на педали тормоза.
Повышаем мастерство
Как известно, совершенству нет предела. И водители, которые постоянно повышают свое мастерство, находят резервы сокращения тормозного пути, применяя приемы, которые используются в автоспорте. Одним из них является силовое скольжение, когда автомобиль скользит под углом к полосе движения. При таком расположении каждое из колес тормозит по своей линии, то есть колея автомобиля в момент торможения имеет четыре отдельные дорожки. В этом режиме у каждого колеса максимальный коэффициент сцепления с дорогой, и замедление наиболее эффективно, в отличие от обычного расположения, при котором задние колеса скользят по нагретому следу, оставленному передними шинами.
Электронные помощники
Тормозной путь автомобилей с АБС, как правило, длиннее, чем без такой опции. Но машины, имеющие современные четырехканальные антиблокировочные системы, при торможении предоставляют водителю возможность для маневрирования. И если качество торможения на автомобилях без АБС всецело зависит от водителя, его мастерства и тех приемов, которые он применяет в каждом конкретном случае, то настройки АБС далеко не всегда универсальны. То есть автомобиль, который оборудован АБС, способен на разном покрытии демонстрировать различные показатели эффективности замедления и этим часто ставит водителя в трудно прогнозируемую ситуацию. Попросту говоря, тормозной путь автомобиля значительно увеличивается, к чему водитель может оказаться не готовым. В этом случае необходимо использовать прием, который в некоторой степени компенсирует недостатки АБС. При граничных показателях сцепления колес в момент готовности АБС к срабатыванию, сигналом к которому служит характерный шум насоса системы и подрагивание педали тормоза, следует на минимально короткое время прекратить торможение с последующим повторным нажатием на педаль. Таким образом можно «обмануть» электронику и добиться максимального замедления, не дожидаясь вмешательства АБС. При этом автомобиль остается стабильным и прогнозируемым, быстрее замедляется, а водитель полностью сохраняет контроль над изменением динамики. Данный прием напоминает прерывистое торможение. Одним из существенных факторов, влияющих на длину тормозного пути, является торможение при участии АБС автомобиля, укомплектованного механической КПП. В таком случае следует применять комбинированное торможение (с помошью двигателя).
Несколько слов о торможении при участии круиз-контроля. Когда он задействован, запаздывает срабатывание привода тормозов, что иногда может восприниматься как отказ системы. В большинстве случаев это происходит на высоких скоростях, и оценка водителя реакции автомобиля на торможение может оказаться неточной.
Несколько добрых советов
Необходимо помнить, что тормозить следует при прямолинейном движении. Если колеса повернуты или поворачивают, пятно контакта шины с дорогой уменьшается, а сама шина начинает упираться боковиной, показатели сцепления которой с дорогой куда ниже, чем у протектора.
Важным условием эффективного замедления является торможение на однообразном покрытии, а не на рельсах или, например, выбоинах. В этом случае подвеска и тормозные механизмы принимают на себя повышенную нагрузку. Кроме того, во избежание аквапланирования тормозить необходимо перед проездом лужи, загрузив управляемые колеса, а ни в коем случае не посередине, где можно спровоцировать скольжение.
Не следует тормозить резко, дабы избежать наезда сзади едущего автомобиля. Поэтому перед торможением обязательно нужно бросить взгляд в зеркало заднего вида. И предупредить о своих намерениях легким нажатием на педаль тормоза, достаточным для срабатывания стоп-сигналов.
Вершиной мастерства водителя является его способность использовать торможение только для полной остановки автомобиля. Чем меньше водитель в процессе езды «гладит» педаль тормоза, тем выше его квалификация. Более того, профессионал высокого уровня вообще не применяет в повседневной езде приемов экстренного торможения.
Источник: http://www.autocar.ua/node/271 |