Воскресенье, 19.05.2024, 05:09

Приветствую Вас Гость

Курс безопасного вождения SmartDrive

Категории каталога
Мои статьи [28]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Проходили ли вы ранее курсы контраварийной подготовки?
Всего ответов: 182
Главная » Статьи » Мои статьи

Как правильно обращаться с МКПП

Выбор предпочтительной трансмиссии – один из главных моментов при покупке автомобиля, ведь он определяет характер езды на несколько лет. Несмотря на все разнообразие трансмиссий (механические, роботизированные, автоматические КПП, вариаторы), способов переключения передач всего два – ручной и автоматический. Современные автоматические КПП настолько совершенны, что водителю не нужно делать ничего, кроме как перед началом движения перевести селектор в положение Drive, а приехав в пункт назначения – не забыть переключиться в положение Parking. Попытки переводить автоматическую КПП в нейтральное положение, например, для привычного движения накатом на спусках, мало того, что вызывают масляное голодание механизмов дорогой коробки и к тому же не безопасны, но и зачастую прямо запрещены производителем. Поэтому основное внимание уделим работе с механической (ручной) КПП. Тем более что именно эту трансмиссию выбирают подавляющее большинство энтузиастов скорости.

Ощупываем

Механическая КПП имеет одно достоинство, которое не всегда очевидно. Качественное покрытие рычага КПП может подарить очень приятные тактильные ощущения. И наоборот дешевый пластик рычага способен превратить процесс переключения передач в неприятную обязанность. Вот почему этот момент не стоит сбрасывать со счетов, возможно имеет смысл потратить несколько десятков или даже сотен условных единиц, но сделать свою жизнь в автомобиле немного комфортнее. Хороший селектор КПП, кроме того, должен удобно ложиться в руку, не скользить и обеспечивать точность переключения с помощью небольших усилий. Однако в этом случае многое зависит от других узлов механизма переключения передач – кулисы и соединительных шарниров. Если в них есть большие люфты, то никакой модной насадкой положение не исправить. Хотя без них не обойтись. Люфты позволяют точно чувствовать положение рычага при включении и фиксации каждой передачи, в том числе нейтральной. При полностью включенной передаче рычаг не должен болтаться, как на «нейтралке». Если он все же подрагивает, это свидетельствует об износе шарнирных соединений. А это непосредственно влияет на информативность и избирательность механизма переключения передач. А значит, и на скорость работы с ним.

Важной характеристикой, которая определяет класс КПП, является способность шестерен КПП быстро и бесшумно входить в зацепление при переключениях. Главными помощниками в этом являются синхронизаторы. Практически любая механическая КПП может и должна обеспечивать переключение без вмешательства сцепления. Но такое возможно только при точном соответствии оборотов двигателя скорости движения автомобиля. Кстати, самое качественное и быстрое техническое выполнение переключения передач осуществляется именно в диапазонах совместимости этих параметров. Но если вы – обычный водитель, то при оперировании селектором механической КПП вам не обойтись без еще одного органа управления автмобилем – педали сцепления.

Орудуем сцеплением

Эта педаль должна выжиматься только подушечкой ступни. Выжим сцепления носком, пяткой или серединой стопы снижает остроту тактильных ощущений и не позволяет точно оценить положение педали. Условием плавного и динамичного старта является упор пяткой, который позволяет в полной мере контролировать движение педали. Динамика подачи оборотов и движения в рабочей зоне педали сцепления должны быть согласованы: динамичный старт обеспечивается одновременным увеличением оборотов акселератором и отпусканием педали сцепления в диапазоне ее рабочей зоны (в момент прохождения этой зоны происходит смыкание ведомого и ведущих дисков сцепления). Отменное ускорение с места демонстрируют автомобили с дополнительным электронным контроллером, который способен реализовать крутящий момент при работе двигателя в районе ред-лайна и при резком отпускании сцепления. Такой трекшн-контроль, как правило, устанавливается на полноприводные высокофорсированные модели автомобилей.

Нюансы правильного переключения

Основным критерием качественного выполнения переключений считается сохранение динамики разгона или торможения автомобиля. Такого результата можно добиться при соблюдении двух условий: переключаться быстро и плавно (без рывка). Скорость переключения передач практически на любом автомобиле зависит от навыка, который можно отточить с помощью элементарного приема: скоростного переключения с первой по пятую передачу и обратно с обязательным выжимом сцепления и возвратом руки и ноги на исходное положение. Если же этот прием освоен, следует двигаться дальше: пробовать переключаться на повышенную передачу, когда обороты двигателя находятся в зоне максимального крутящего момента. На большинстве автомобилей с бензиновыми двигателями эта зона – от трех до шести тысяч оборотов в минуту. Если водитель успевает переключаться на повышенную передачу таким образом, чтобы обороты остались в данной зоне, и при этом обеспечивает стабильность ускорения, его навыки можно считать отработанными. А они крайне необходимы при движении на грани устойчивости, например в условиях скользкого покрытия или скоростного поворота. Более сложным является переключение на пониженные передачи при замедлении. В этом случае малейшая погрешность может кратковременно заблокировать колеса, что на скользком покрытии чревато потерей управляемости и стабильности торможения. При переключении «вниз» весьма полезно кратковременно повысить обороты двигателя быстрым нажатием на педаль акселератора, пока рычаг КПП проходит нейтральное положение и педаль сцепления нажата. Это продлит жизнь синхронизаторам, ведомому диску сцепления и поможет сохранить динамику.

Немаловажную роль при освоении искусства правильного переключения передач играет отработка способа хвата селектора КПП. Необходимо помнить, что рычаг должен плотно прилегать к ладони. При включении 1-й и 2-й передач нужно слегка повернуть ладонь к себе, чтобы рычаг получил дополнительный упор, аналогично при включении 5-й и задней (в случае если схема напоминает букву Ж) – ладонь поворачивается от себя. И лишь при включении 3-й и 4-й передач рычаг нужно держать точно сверху. Основное усилие на селектор должно передаваться ладонью, и ни в коем случае не пальцами. В противном случае, особенно на люфтящем механизме переключения, можно не почувствовать, что передача полностью включена, или же получить удар по пальцам на какой-нибудь случайной кочке. Кроме того, современные механические КПП характеризуются хорошей избирательностью, которая позволяет переключать передачи «2-в-3», «4-в-5» и наоборот быстрым плавным диагональным движением руки, не делая зигзаг при проходе через зону нейтральной передачи.

И напоследок запомните самое важное правило – класть руку на селектор КПП нужно только в тот момент, когда вы собираетесь что-то с ним сделать. Все остальное время руки должны находиться на рулевом колесе. Расслабленная ленивая поза, когда левая рука рулит, а правая постоянно покоится на рычаге КПП, – непростительная небрежность, чреватая потерей времени во внезапной экстремальной ситуации и способствующая выходу из строя шарнирных соединений рычага и кулисы из-за постоянной дополнительной нагрузки. На всякий случай напомним, что ваша рука давит на рычаг КПП весом в 7–12 кг.



Источник: http://www.autocar.ua/node/337
Категория: Мои статьи | Добавил: smart-drive (28.04.2008) | Автор: Леонид Шубин
Просмотров: 5586 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 boberjik  
0
да я себе распечатал буду пробовать

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 |